Памятка молодому избирателю

ПАМЯТКА МОЛОДОМУ ИЗБИРАТЕЛЮ


"Чтобы сделать из людей хороших граждан,
им следует дать возможность проявлять свои 
права граждан и исполнять обязанности граждан"
(С.Смайлс, английский писатель)

 


 Целью издания «Памятки молодому избирателю» является желание и необходимость помочь молодым людям ра­зобраться в том, какими правами они обладают при проведении выборов и зачем они будут выбирать.

Наша цель - убедить молодежь, что их участие в выполнении важных государст­венных дел (таких, как выборы) даст свои положительные результаты, их голос будет услышан, если они этого захотят.

 

1. Что такое местное самоуправление и как мы, граждане Российской Федерации, можем осуществлять свое право на местное самоуправление

Местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

В круг вопросов местного значения входят те, что затрагивают проблемы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образова­ния. Иными словами, круг проблем, решение которых спо­собствует установлению на территории данного муници­пального образования условий для нормальной жизни жи­телей. Проблемы, с которыми вы сталкиваетесь каждый день: незапланированное отключение горячей и холодной воды, незакрытый люк перед подъездом дома, отсутствие детской площадки, трещина в стене дома, горы мусора на улице, - все эти и многие другие каждодневные вопросы ре­шаются на уровне местного самоуправления. Обычно пере­чень вопросов местного значения приводится в Уставе му­ниципального образования.

Полномочия местного самоуправления включают во­просы, не отнесенные к компетенции государственных ор­ганов. Местное самоуправление в пределах своих полномо­чий самостоятельно. Это означает, что по предметам свое­го ведения органы местного самоуправления уполномочены принимать решения самостоятельно, без оглядки на гу­бернатора.

 

2. Что такое муниципальное образование?

В состав Российской Федерации входят субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург, автономная область и автоном­ные округа.

Местное самоуправление осуществляется на территории отдельного поселения городского, сельского типа, нескольких поселений, объединенных общей терри­торией, части поселения. Таким образом, вертикаль власти в России включает три ступени: федеральную, субъекта РФ и местную.

Однако надо учитывать, что на уровне федера­ции и субъекта РФ осуществляется власть государствен­ная, а на уровне муниципального образования - местная. Здесь есть принципиальное различие. Обязательными ат­рибутами муниципального образования являются муници­пальная собственность, местный бюджет и выборные орга­ны местного самоуправления.

 

3.  Что такое Устав муниципального образования? Где можно ознакомиться с текстом Устава?

Устав - это местная Конституция, важнейшее условие создания и функционирования муниципального образова­ния.

Устав муниципального образования разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно. А прини­мают его представительные органы местного самоуправле­ния или население непосредственно.

 

4. Что такое органы местного самоуправления?

Органы местного самоуправления - выборные и другие органы, наделенные полномочиями для решения вопросов местного значения. Они не входят в систему орга­нов государственной власти.

Представительный орган местного самоуправления — выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муници­пального образования.

 

5. Для чего дано право на местное самоуправление и как его можно реализовать?

Конституцией РФ в ст. 3 установлено, что единствен­ным источников власти является многонациональный народ России. Эту власть народ может осуществлять непосредственно либо через органы государственной власти или органы местного самоуправления. То есть, если народ наде­лен властными полномочиями, то их непременно нужно реализовывать, если, конечно, народ заинтересован в том, чтобы его права неукоснительно соблюдались на всех уров­нях.

В законодательстве Российской Федерации выделяются два способа реализации права граждан на местное само­управление.

Первый - охватывает формы прямого волеизъявления, к которым относятся:

- участие в выборах органов местного самоуправления и должностных лиц - главы муниципального образования, мэ­ра;

- участие граждан в местных референдумах;

- участие граждан в собраниях (сходах) граждан;

- обращение граждан в органы местного самоуправ­ления;

- самоорганизация граждан путем использования форм территориального общественного самоуправления;

- иные формы, предусмотренные законами Еврейской автономной области (народная правотворческая иници­атива, митинги, опросы граждан и др.).

Второй способ реализации права граждан на местное самоуправление - это опосредованное участие - через вы­борные и иные органы местного самоуправления. Эти орга­ны обязаны учитывать общественное мнение, обобщать предложения и жалобы граждан, давать ответы на обраще­ния граждан, проводить встречи с общественностью, высту­пать с отчетами. Если органы местного самоуправления иг­норируют эти обязанности, то может быть поставлен во­прос об утрате доверия депутатам, главе муниципального образования (мэру), об отзыве, об административной, дисциплинарной ответственности.

 

6. Зачем нужны представительные органы местного самоуправления и что они делают?

Если не вдаваться в юридические подробности, то пред­назначение представительного органа можно охарактери­зовать таким образом: он реализует законодательную ини­циативу и принимает решения по важным для каждого жи­теля поселения вопросам местного значения.

Решения это­го органа обязательны для исполнения на территории всего муниципального образования. Более того, представитель­ный орган осуществляет контроль за деятельностью иных органов и должностных лиц местного самоуправления. Именно представительный орган утверждает местный бю­джет, устанавливает местные налоги и сборы, а также льго­ты по ним.

 

7. Кто такой глава муниципального образования?

Уставом муниципального образования может быть пре­дусмотрена должность главы муниципального образова­ния - выборного должностного лица, возглавляющего дея­тельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования.


8. Какие вопросы решает глава местного самоуправления?

Глава муниципального образования наделяется собст­венной компетенцией по решению вопросов местного зна­чения в соответствии с уставом муниципального образова­ния.

Глава оказывает содействие представительному орга­ну, предоставляет информационную помощь депутатам ме­стного представительного органа. Более того, глава наде­лен законодательной инициативой. Он подписывает реше­ния представительного органа. Глава осуществляет разра­ботку программ и планов развития города или района, а также проектов местного бюджета. Он также осуществля­ет представительские функции в отношениях с государст­венными органами, органами местного самоуправления других муниципальных образований, общественными объе­динениями, предприятиями, учреждениями и организация­ми, в том числе, и зарубежными.

Надо отметить, что должность главы муниципального образования - одна из ключевых в системе местного само­управления. В период реформы местного самоуправления необходим авторитетный выборный руководитель, кото­рый мог бы объединить и возглавить деятельность по осу­ществлению местного самоуправления на территории му­ниципального образования.

 

9. Избирательные права граждан

Конституция РФ говорит, что граждане РФ имеют пра­во избирать и быть избранными в органы местного само­управления (ст. 32).

Принимая участие в муниципальных выборах, мы опре­деляем, кто из кандидатов, на наш взгляд, способен пред­ставлять интересы населения (наши интересы) в выборных органах местного самоуправления наилучшим образом.

Муниципальные выборы, равно как и выборы на феде­ральном уровне, осуществляются на основе общих принци­пов избирательного права России. К числу таких принципов относятся: всеобщее избирательное право, равное избира­тельное право, прямые выборы, тайное голосование.

Право заявить о своем выборе (избирательное право) не может быть ограничено в зависимости от пола, расы, наци­ональности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убежде­ний, принадлежности к общественным объединениям, а так­же других обстоятельств (ст. 4 Федерального закона «Об ос­новных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» № 67-ФЗ от 12.06.02 года).

 

10. Кто может участвовать в выборах (депутатов, глав муниципальных образований и др.)?

Во-первых, для того, чтобы получить право участво­вать в выборах, гражданин России - избиратель - должен достичь 18 лет.

Во-вторых, не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособны­ми или содержащиеся в местах лишения свободы по приго­вору суда.

 

11. Кто может избираться депутатом в представи­тельные органы местного самоуправления и главой муниципального образования?

Гражданин Российской Федерации, достигший 21 года, вправе избираться депутатом представительного органа ме­стного самоуправления и главой муниципального образова­ния.

Надо отметить, что гражданин вправе избираться депу­татом или главой муниципального образования независимо от того, проживает он или нет на территории муниципаль­ного образования.

 

12. На какой срок избираются депутаты представи­тельных органов местного самоуправления?

Срок полномочий депутатов устанавливается уставом муниципального образования.

Изменение (увеличение или уменьшение) срока полно­мочий действующего представительного органа местного самоуправления не допускается.


13. Должен ли кандидат указывать в подписном листе неснятую или непогашенную судимость?

Кандидат, в случае наличия у него неснятой судимости или непогашенной судимости, должен в подписном листе указывать эти сведения.

 

14. Как узнать, является ли кандидат иностранным гражданином?

В случае наличия у кандидата гражданства иностранно­го государства в подписном листе должны отражаться сведения об этом с указанием на­именования соответствующего иностранного государства.


15. Может ли муниципальный служащий исполнять свои обязанности и одновременно баллотироваться кандидатом в депутаты?

Нет, зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работаю­щие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных или должностных обя­занностей и представляют в избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов (распоряжений).

 

16. Обладают ли кандидаты равными правами?

Да. Для обеспечения равноправия кандидатов в избира­тельном законодательстве содержатся нормы о недопустимости использования кандидатами преимуществ своего должностного или служебного положения, т. е. кандидат не имеет права:

- привлекать подчиненных к выполнению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению или избранию их начальника;

- использовать помещения,  занимаемые государственными органами или органами местного само­управления, для проведения мероприятий, способствующих выдвижению и (или) избранию кандидатов, например, проведение собраний граждан в целях проведения агитации, если иные кандидаты либо зарегистрированные кандида­ты не могут использовать эти помещения на таких же условиях;

- пользоваться телефонной, факсимильной и иными видами связи, информационными услугами, оргтехникой, обеспечивающими функционирование государственных учреждений или органов местного самоуправления, для проведения сбора подписей и предвыборной агитации (т. е. нельзя использовать казенный ксерокс для печати листовок), если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда;

- использовать бесплатно или на льготных условиях транспортные средства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для осу­ществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию кандидата. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся ука­занным транспортом в соответствии с федеральным законодательством о государственной охране;

- проводить сбор подписей, предвыборную агитацию государственными или муниципальными служащи­ми в ходе служебных (оплачиваемых за счет госу­дарственных или муниципальных средств) командировок;

- использовать преимущественный доступ (по сравнению с другими кандидатами) к средствам массовой информации.

Соблюдение перечисленных ограничений не должно препятствовать выполнению депутатами, выборными долж­ностными лицами своих обязанностей перед избирателями.

 

17. Сколько нужно собрать подписей в поддержку кандидата для его регистрации? 

Для регистрации кандидата в депутаты необходимо со­брать количество подписей, равное 2% от числа избирате­лей, зарегистрированных на территории избирательного округа.

Для регистрации кандидата на пост главы муниципаль­ного образования необходимо собрать количество подпи­сей, равное 2% от числа избирателей, зарегистрированных на территории муниципального образования.


18. Может ли руководитель принудить своих работников поставить подпись в подписном листе кандидата?

Не допускается участие администрации предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций в сбо­ре подписей, равно как и принуждение в процессе сбора подписей и вознаграждение избирателей за внесенные под­писи. Равно администрация не может препятствовать сбору подписей, осуществляемому в законном порядке.

  

19. Можно ли агитировать за кандидата за день до выборов?

Нет. В день голосования и в предшествующий день лю­бая предвыборная агитация запрещается. Агитационные печатные материалы, ранее размещенные вне зданий и по­мещений избирательных комиссий, сохраняются на преж­них местах.

 

20. Что такое избирательный участок?

Избирательные участки образуются для голосования и подсчета голосов избирателей. Избирательные участки об­разуются с учетом следующих требований:

- из расчета не более 3000 избирателей на каждом из­бирательном участке;

- границы избирательных участков не должны пере­секать границ избирательных округов.

Избирательные участки могут быть образованы в сана­ториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания избирателей.

 

21. Как можно стать членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса?

Участковые избирательные комиссии формируются вышестоящей (окружной, муниципальной, территориальной) избирательной комиссией на основе предложений политических партий, избирательных объединений, представительного органа муниципального образования, собраний из­бирателей по месту жительства, работы, службы, учебы.

Если Вас рекомендует один из перечисленных выше субъектов, то Вы можете быть включены в состав участко­вой избирательной комиссии.

Необходимо отметить, что государственные служащие и лица, замещающие должности муниципальной службы в органах местного самоуправления, не могут составлять бо­лее половины от общего числа членов избирательной ко­миссии.

 

22. Каковы полномочия участковой избирательной комиссии (УИК)?

Основная тяжесть работы по организации и проведе­нию голосования ложится на плечи членов участковой из­бирательной комиссии. Именно в обязанности УИК входят:

- информирование населения о телефонах и адресах избирательных участков и УИК,

- уточнение списка избирателей,

- подготовка помещения для голосования,

- непосредственно проведение голосования и подсче­та голосов,

- иные полномочия, установленные законодательст­вом.

 

23. Кто включается в списки избирателей?

В списки избирателей включаются граждане Россий­ской Федерации, обладающие на день проведения голосова­ния активным избирательным правом (правом избирать). Избиратель может быть внесен в список избирателей толь­ко на одном избирательном участке.

Основанием для включения гражданина в список изби­рателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на соответствующей территории.

 

24. Кто такой наблюдатель?

Наблюдатель - лицо, назначенное при проведении вы­боров зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, выдвинувшим зарегистрированного кандидата.

Наблюдатель на выборах уполномочен вести наблюде­ние за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью избирательной комиссии в период проведе­ния голосования, установлением его итогов, определением результатов выборов, включая действия избирательной ко­миссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов.

 

25. Когда начинается и заканчивается голосование?

Голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени в календарный выходной день.

 

26. Как можно получить избирательный бюллетень?

Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей на соответствующем избирательном участке, по предъявлении пас­порта или документа, заменяющего паспорт гражданина.

 

27. Что делать, если у Вас временно нет паспорта?

В этом случае Вы должны предъявить документ, его за­меняющий (военный билет или удостоверение личности для лиц, которые проходят военную службу, справки установленной формы, выдаваемые органами внутренних дел, заграничный паспорт гражданина Российской Федерации - только для лиц, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации, паспорт моряка).

 

28. Что делать при получении избирательного бюллетеня?

При получении избирательного бюллетеня (избира­тельных бюллетеней) избиратель ставит в списке избирате­лей серию и номер паспорта или документа, заменяю­щего паспорт, и свою подпись за каждый полученный бюллетень. Избиратель может согласиться или попросить члена участ­ковой избирательной комиссии с правом решающего голо­са, чтобы тот своей рукой внес в список серию и номер паспорта или до­кумента, его заменяющего.

Без предъявления документа, удостоверяющего личность избирателя, он к голосованию не допускается.

 

29. Что делать, если Вы испортили избирательный бюллетень?

Если избиратель совершил ошибку при заполнении из­бирательного бюллетеня, он вправе получить другой, о чем делается отметка в списке избирателей. Испорченный избирательный бюллетень незамедлительно гасится, о чем составляется акт.

 

30. Можно ли проголосовать за своих родственников?

Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей, в том числе и членов семьи, не допус­кается.

 

31. Что можно предпринять, если Вы не можете само­стоятельно заполнить избирательный бюллетень?

Избиратель лично заполняет избирательные бюллете­ни. Если он не имеет возможности самостоятельно запол­нить бюллетень, он вправе воспользоваться помощью дру­гого избирателя, за исключением члена избирательной ко­миссии, зарегистрированного кандидата, его доверенного лица, уполномоченного представителя избирательного объединения, наблюдателя.

Избиратель должен устно известить избирательную ко­миссию о своем намерении воспользоваться помощью при заполнении избирательного бюллетеня. Член избирательной комиссии ука­зывает в списке избирателей в соответствующей графе ФИО, серию и номер паспорта или документа лица, оказы­вающего помощь избирателю.

 

32. Как можно проголосовать дома, если Вы не можете явиться в помещение для голосования?

В случае, если избиратель не может самостоятельно по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности) в день выборов прибыть в помещение для голосования, и от него поступило заявление (письменное, устное, в том числе по телефону и устное, переданное через других лиц), комиссия должна ор­ганизовать его голосование на дому.

Заявление (обращение) может быть сделано избирате­лем в любое время после формирования участковой изби­рательной комиссии, но не позднее 16 часов дня.

По прибытии членов участковой избирательной ко­миссии к избирателю устное обращение подтверждается письменным заявлением, с указанием причины, по которой избиратель не может прибыть в помещение для голосова­ния.

 

33. Можете ли Вы проголосовать дома, если члены участковой избирательной комиссии пришли к Вашей больной бабушке?

Нет. Члены участковой избирательной комиссии, вы­ехавшие по заявлениям (обращениям) избирателей, вправе выдавать избирательные бюллетени только тем избирате­лям, заявления (обращения) которых зарегистрированы участковой комиссией в соответствующем реестре.


Последнее обновление: 11 марта 2015 г., 14:30

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International