ПАМЯТКА МОЛОДОМУ ИЗБИРАТЕЛЮ
"Чтобы сделать из людей хороших граждан,
им следует дать возможность проявлять свои
права граждан и исполнять обязанности граждан"
(С.Смайлс, английский писатель)
Целью издания «Памятки молодому избирателю» является желание и необходимость помочь молодым людям разобраться в том, какими правами они обладают при проведении выборов и зачем они будут выбирать.
Наша цель - убедить молодежь, что их участие в выполнении важных государственных дел (таких, как выборы) даст свои положительные результаты, их голос будет услышан, если они этого захотят.
1. Что такое местное самоуправление и как мы, граждане Российской Федерации, можем осуществлять свое право на местное самоуправление
Местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
В круг вопросов местного значения входят те, что затрагивают проблемы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Иными словами, круг проблем, решение которых способствует установлению на территории данного муниципального образования условий для нормальной жизни жителей. Проблемы, с которыми вы сталкиваетесь каждый день: незапланированное отключение горячей и холодной воды, незакрытый люк перед подъездом дома, отсутствие детской площадки, трещина в стене дома, горы мусора на улице, - все эти и многие другие каждодневные вопросы решаются на уровне местного самоуправления. Обычно перечень вопросов местного значения приводится в Уставе муниципального образования.
Полномочия местного самоуправления включают вопросы, не отнесенные к компетенции государственных органов. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Это означает, что по предметам своего ведения органы местного самоуправления уполномочены принимать решения самостоятельно, без оглядки на губернатора.
2. Что такое муниципальное образование?
В состав Российской Федерации входят субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург, автономная область и автономные округа.
Местное самоуправление осуществляется на территории отдельного поселения городского, сельского типа, нескольких поселений, объединенных общей территорией, части поселения. Таким образом, вертикаль власти в России включает три ступени: федеральную, субъекта РФ и местную.
Однако надо учитывать, что на уровне федерации и субъекта РФ осуществляется власть государственная, а на уровне муниципального образования - местная. Здесь есть принципиальное различие. Обязательными атрибутами муниципального образования являются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
3. Что такое Устав муниципального образования? Где можно ознакомиться с текстом Устава?
Устав - это местная Конституция, важнейшее условие создания и функционирования муниципального образования.
Устав муниципального образования разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно. А принимают его представительные органы местного самоуправления или население непосредственно.
4. Что такое органы местного самоуправления?
Органы местного самоуправления - выборные и другие органы, наделенные полномочиями для решения вопросов местного значения. Они не входят в систему органов государственной власти.
Представительный орган местного самоуправления — выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.
5. Для чего дано право на местное самоуправление и как его можно реализовать?
Конституцией РФ в ст. 3 установлено, что единственным источников власти является многонациональный народ России. Эту власть народ может осуществлять непосредственно либо через органы государственной власти или органы местного самоуправления. То есть, если народ наделен властными полномочиями, то их непременно нужно реализовывать, если, конечно, народ заинтересован в том, чтобы его права неукоснительно соблюдались на всех уровнях.
В законодательстве Российской Федерации выделяются два способа реализации права граждан на местное самоуправление.
Первый - охватывает формы прямого волеизъявления, к которым относятся:
- участие в выборах органов местного самоуправления и должностных лиц - главы муниципального образования, мэра;
- участие граждан в местных референдумах;
- участие граждан в собраниях (сходах) граждан;
- обращение граждан в органы местного самоуправления;
- самоорганизация граждан путем использования форм территориального общественного самоуправления;
- иные формы, предусмотренные законами Еврейской автономной области (народная правотворческая инициатива, митинги, опросы граждан и др.).
Второй способ реализации права граждан на местное самоуправление - это опосредованное участие - через выборные и иные органы местного самоуправления. Эти органы обязаны учитывать общественное мнение, обобщать предложения и жалобы граждан, давать ответы на обращения граждан, проводить встречи с общественностью, выступать с отчетами. Если органы местного самоуправления игнорируют эти обязанности, то может быть поставлен вопрос об утрате доверия депутатам, главе муниципального образования (мэру), об отзыве, об административной, дисциплинарной ответственности.
6. Зачем нужны представительные органы местного самоуправления и что они делают?
Если не вдаваться в юридические подробности, то предназначение представительного органа можно охарактеризовать таким образом: он реализует законодательную инициативу и принимает решения по важным для каждого жителя поселения вопросам местного значения.
Решения этого органа обязательны для исполнения на территории всего муниципального образования. Более того, представительный орган осуществляет контроль за деятельностью иных органов и должностных лиц местного самоуправления. Именно представительный орган утверждает местный бюджет, устанавливает местные налоги и сборы, а также льготы по ним.
7. Кто такой глава муниципального образования?
Уставом муниципального образования может быть предусмотрена должность главы муниципального образования - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования.
8. Какие вопросы решает глава местного самоуправления?
Глава муниципального образования наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования.
Глава оказывает содействие представительному органу, предоставляет информационную помощь депутатам местного представительного органа. Более того, глава наделен законодательной инициативой. Он подписывает решения представительного органа. Глава осуществляет разработку программ и планов развития города или района, а также проектов местного бюджета. Он также осуществляет представительские функции в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления других муниципальных образований, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями, в том числе, и зарубежными.
Надо отметить, что должность главы муниципального образования - одна из ключевых в системе местного самоуправления. В период реформы местного самоуправления необходим авторитетный выборный руководитель, который мог бы объединить и возглавить деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования.
9. Избирательные права граждан
Конституция РФ говорит, что граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (ст. 32).
Принимая участие в муниципальных выборах, мы определяем, кто из кандидатов, на наш взгляд, способен представлять интересы населения (наши интересы) в выборных органах местного самоуправления наилучшим образом.
Муниципальные выборы, равно как и выборы на федеральном уровне, осуществляются на основе общих принципов избирательного права России. К числу таких принципов относятся: всеобщее избирательное право, равное избирательное право, прямые выборы, тайное голосование.
Право заявить о своем выборе (избирательное право) не может быть ограничено в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» № 67-ФЗ от 12.06.02 года).
10. Кто может участвовать в выборах (депутатов, глав муниципальных образований и др.)?
Во-первых, для того, чтобы получить право участвовать в выборах, гражданин России - избиратель - должен достичь 18 лет.
Во-вторых, не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
11. Кто может избираться депутатом в представительные органы местного самоуправления и главой муниципального образования?
Гражданин Российской Федерации, достигший 21 года, вправе избираться депутатом представительного органа местного самоуправления и главой муниципального образования.
Надо отметить, что гражданин вправе избираться депутатом или главой муниципального образования независимо от того, проживает он или нет на территории муниципального образования.
12. На какой срок избираются депутаты представительных органов местного самоуправления?
Срок полномочий депутатов устанавливается уставом муниципального образования.
Изменение (увеличение или уменьшение) срока полномочий действующего представительного органа местного самоуправления не допускается.
13. Должен ли кандидат указывать в подписном листе неснятую или непогашенную судимость?
Кандидат, в случае наличия у него неснятой судимости или непогашенной судимости, должен в подписном листе указывать эти сведения.
14. Как узнать, является ли кандидат иностранным гражданином?
В случае наличия у кандидата гражданства иностранного государства в подписном листе должны отражаться сведения об этом с указанием наименования соответствующего иностранного государства.
15. Может ли муниципальный служащий исполнять свои обязанности и одновременно баллотироваться кандидатом в депутаты?
Нет, зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных или должностных обязанностей и представляют в избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов (распоряжений).
16. Обладают ли кандидаты равными правами?
Да. Для обеспечения равноправия кандидатов в избирательном законодательстве содержатся нормы о недопустимости использования кандидатами преимуществ своего должностного или служебного положения, т. е. кандидат не имеет права:
- привлекать подчиненных к выполнению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению или избранию их начальника;
- использовать помещения, занимаемые государственными органами или органами местного самоуправления, для проведения мероприятий, способствующих выдвижению и (или) избранию кандидатов, например, проведение собраний граждан в целях проведения агитации, если иные кандидаты либо зарегистрированные кандидаты не могут использовать эти помещения на таких же условиях;
- пользоваться телефонной, факсимильной и иными видами связи, информационными услугами, оргтехникой, обеспечивающими функционирование государственных учреждений или органов местного самоуправления, для проведения сбора подписей и предвыборной агитации (т. е. нельзя использовать казенный ксерокс для печати листовок), если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда;
- использовать бесплатно или на льготных условиях транспортные средства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию кандидата. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанным транспортом в соответствии с федеральным законодательством о государственной охране;
- проводить сбор подписей, предвыборную агитацию государственными или муниципальными служащими в ходе служебных (оплачиваемых за счет государственных или муниципальных средств) командировок;
- использовать преимущественный доступ (по сравнению с другими кандидатами) к средствам массовой информации.
Соблюдение перечисленных ограничений не должно препятствовать выполнению депутатами, выборными должностными лицами своих обязанностей перед избирателями.
17. Сколько нужно собрать подписей в поддержку кандидата для его регистрации?
Для регистрации кандидата в депутаты необходимо собрать количество подписей, равное 2% от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа.
Для регистрации кандидата на пост главы муниципального образования необходимо собрать количество подписей, равное 2% от числа избирателей, зарегистрированных на территории муниципального образования.
18. Может ли руководитель принудить своих работников поставить подпись в подписном листе кандидата?
Не допускается участие администрации предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций в сборе подписей, равно как и принуждение в процессе сбора подписей и вознаграждение избирателей за внесенные подписи. Равно администрация не может препятствовать сбору подписей, осуществляемому в законном порядке.
19. Можно ли агитировать за кандидата за день до выборов?
Нет. В день голосования и в предшествующий день любая предвыборная агитация запрещается. Агитационные печатные материалы, ранее размещенные вне зданий и помещений избирательных комиссий, сохраняются на прежних местах.
20. Что такое избирательный участок?
Избирательные участки образуются для голосования и подсчета голосов избирателей. Избирательные участки образуются с учетом следующих требований:
- из расчета не более 3000 избирателей на каждом избирательном участке;
- границы избирательных участков не должны пересекать границ избирательных округов.
Избирательные участки могут быть образованы в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания избирателей.
21. Как можно стать членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса?
Участковые избирательные комиссии формируются вышестоящей (окружной, муниципальной, территориальной) избирательной комиссией на основе предложений политических партий, избирательных объединений, представительного органа муниципального образования, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы.
Если Вас рекомендует один из перечисленных выше субъектов, то Вы можете быть включены в состав участковой избирательной комиссии.
Необходимо отметить, что государственные служащие и лица, замещающие должности муниципальной службы в органах местного самоуправления, не могут составлять более половины от общего числа членов избирательной комиссии.
22. Каковы полномочия участковой избирательной комиссии (УИК)?
Основная тяжесть работы по организации и проведению голосования ложится на плечи членов участковой избирательной комиссии. Именно в обязанности УИК входят:
- информирование населения о телефонах и адресах избирательных участков и УИК,
- уточнение списка избирателей,
- подготовка помещения для голосования,
- непосредственно проведение голосования и подсчета голосов,
- иные полномочия, установленные законодательством.
23. Кто включается в списки избирателей?
В списки избирателей включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день проведения голосования активным избирательным правом (правом избирать). Избиратель может быть внесен в список избирателей только на одном избирательном участке.
Основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на соответствующей территории.
24. Кто такой наблюдатель?
Наблюдатель - лицо, назначенное при проведении выборов зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, выдвинувшим зарегистрированного кандидата.
Наблюдатель на выборах уполномочен вести наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью избирательной комиссии в период проведения голосования, установлением его итогов, определением результатов выборов, включая действия избирательной комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов.
25. Когда начинается и заканчивается голосование?
Голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени в календарный выходной день.
26. Как можно получить избирательный бюллетень?
Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей на соответствующем избирательном участке, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.
27. Что делать, если у Вас временно нет паспорта?
В этом случае Вы должны предъявить документ, его заменяющий (военный билет или удостоверение личности для лиц, которые проходят военную службу, справки установленной формы, выдаваемые органами внутренних дел, заграничный паспорт гражданина Российской Федерации - только для лиц, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации, паспорт моряка).
28. Что делать при получении избирательного бюллетеня?
При получении избирательного бюллетеня (избирательных бюллетеней) избиратель ставит в списке избирателей серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт, и свою подпись за каждый полученный бюллетень. Избиратель может согласиться или попросить члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, чтобы тот своей рукой внес в список серию и номер паспорта или документа, его заменяющего.
Без предъявления документа, удостоверяющего личность избирателя, он к голосованию не допускается.
29. Что делать, если Вы испортили избирательный бюллетень?
Если избиратель совершил ошибку при заполнении избирательного бюллетеня, он вправе получить другой, о чем делается отметка в списке избирателей. Испорченный избирательный бюллетень незамедлительно гасится, о чем составляется акт.
30. Можно ли проголосовать за своих родственников?
Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей, в том числе и членов семьи, не допускается.
31. Что можно предпринять, если Вы не можете самостоятельно заполнить избирательный бюллетень?
Избиратель лично заполняет избирательные бюллетени. Если он не имеет возможности самостоятельно заполнить бюллетень, он вправе воспользоваться помощью другого избирателя, за исключением члена избирательной комиссии, зарегистрированного кандидата, его доверенного лица, уполномоченного представителя избирательного объединения, наблюдателя.
Избиратель должен устно известить избирательную комиссию о своем намерении воспользоваться помощью при заполнении избирательного бюллетеня. Член избирательной комиссии указывает в списке избирателей в соответствующей графе ФИО, серию и номер паспорта или документа лица, оказывающего помощь избирателю.
32. Как можно проголосовать дома, если Вы не можете явиться в помещение для голосования?
В случае, если избиратель не может самостоятельно по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности) в день выборов прибыть в помещение для голосования, и от него поступило заявление (письменное, устное, в том числе по телефону и устное, переданное через других лиц), комиссия должна организовать его голосование на дому.
Заявление (обращение) может быть сделано избирателем в любое время после формирования участковой избирательной комиссии, но не позднее 16 часов дня.
По прибытии членов участковой избирательной комиссии к избирателю устное обращение подтверждается письменным заявлением, с указанием причины, по которой избиратель не может прибыть в помещение для голосования.
33. Можете ли Вы проголосовать дома, если члены участковой избирательной комиссии пришли к Вашей больной бабушке?
Нет. Члены участковой избирательной комиссии, выехавшие по заявлениям (обращениям) избирателей, вправе выдавать избирательные бюллетени только тем избирателям, заявления (обращения) которых зарегистрированы участковой комиссией в соответствующем реестре.
Последнее обновление: 11 марта 2015 г., 14:30